Нужны ли подологу навыки управления
Для начала, давайте вместе вспомним, как развивалась отечественная подология последние 30 лет.
В 90-х и 2000-х годах подавляющее большинство мастеров ногтевого сервиса работали в салонах красоты, были наёмными работниками, работали за зарплату и не владели средствами производства. Иными словами, специалисты не имели собственных кресел, аппаратов, стерилизаторов и т.п., так как это было недостижимо дорого.
С тех пор стоимость труда вообще и в педикюре, в частности, многократно возросла. Наиболее способные и трудолюбивые мастера стали всё чаще позволять себе покупку собственного оборудования. Этому способствовало развитие потребительского кредитования и общий рост доходов населения в нашей стране. Параллельно с этим государство предложило людям правовой режим самозанятого, который оказался достаточно удобным и выгодным для применения в сфере услуг. Начался массовый исход наёмных работников ногтевого сервиса в самозанятость. Для тысяч мастеров самостоятельная работа в одиночку оказалась более комфортной и выгодной.
Поработав несколько лет в режиме самозанятого, мастера добились роста клиентской базы и столкнулись с необходимостью расширения бизнеса – то есть открытия новых рабочих мест и приема на работу других мастеров.
Прямо сейчас мы с Вами переживаем тот этап развития отрасли, когда многие подологи (сотни и тысячи в масштабах страны), параллельно с приёмом клиентов, оказались руководителями собственных педикюрных и подологических предприятий. Новая роль накладывает на них новый круг обязанностей: прием на работу и увольнение, обучение и тестирование персонала, внедрение схем оплаты труда и мотивации, расчет цен на услуги и формирование прейскуранта, создание и размещение рекламы, формирование клиентского трафика, решение юридических, налоговых, трудовых вопросов, санэпидрежима и т.д.
Едва ли у самого опытного и успешного подолога есть необходимые знания и, тем более, опыт в решении подобных вопросов. Ведь все предыдущие годы он занимался вопросами трещин и мозолей, грибка ногтей и онихолизиса, вросшего ногтя и диабетической стопы. Вероятно, специалист неплохо выполнял свои подологические обязанности, если он смог упорным трудом добиться открытия собственного предприятия. Но сейчас он нередко попадает в другую среду задач, многие из которых он вынужден решать в первый раз. Цена ошибки при этом возрастает, управление собственным предприятием предполагает в результате как большую прибыль, так и большие убытки.
Несложно заметить, как интерес аудитории смещается с подологических вопросов к административным, рекламным и другим бизнес-вопросам. На многочисленных конференциях, слетах и конгрессах по подологии всё большее число докладов посвящено не подологии, а подологическому бизнесу. Но есть не тому, как исправить ту или иную патологию стопы, а тому, как организовать рентабельную работу подологического предприятия.
В той же мере, как анатомия стопы, кожи и ногтя, ортопедия или дерматология, управление является самостоятельной дисциплиной и в той же мере требует отдельного изучения и обучения. И, как и подологические дисциплины, управление не стоит «изучать» на выставках, конференциях или в ленте социальной сети.
Конечно, по управлению предприятием и ведению бизнеса написаны тысячи книг, но все они не учитывают как специфику отрасли, так и реалии отечественного рынка и текущего исторического момента. Хотя мы и признаем пользу от чтения книг, но вынуждены заметить, что оно занимает много времени, которого у руководителя, как правильно, нет. Ответы на вопросы, требующие немедленного решения, не собраны в одном месте, а «разбросаны» в большом объёме текста, что, в конечном счете, не закроет потребности подологического предпринимателя.
Учитывая сказанное выше, считаем оптимальным решением для подологов, по совместительству ставших руководителями предприятий, получение готового концентрированного опыта в рамках обучения по управлению подологическим бизнесом. Подоинститут предлагает такой курс с конца 2023 года. Автор материала и преподаватель курса – Олег Марасакин, профессиональный управленец и рекламщик, который смог обобщить собственный опыт руководства бизнесом в разных сферах и совместить его с подологической спецификой, так как сам является предпринимателем в области подологии.
Название курса – «Управление и маркетинг в подологии». Продолжительность данного курса – 4 дня, частота его проведения – каждые 2 месяца. Форма обучения – очная, с личным присутствием, живым диалогом и возможностью немедленно задавать уточняющие вопросы. Целевая аудитория – руководители (либо предприниматели-подологи), управляющие предприятием до 10-15 сотрудников (либо планирующие скоро управлять).
Стоит упомянуть, что для самозанятых подологов, планирующих и далее работать в одиночку, прохождение подобного курса хоть и не будет лишним, но не является необходимостью. Большая часть вопросов, освещаемых на курсе, связана с масштабированием бизнеса и организацией работы наёмного персонала. Не стоит считать, что тяга к масштабированию бизнеса присуща всем предпринимателям без исключения. В режиме самозанятого специалиста либо при работе в микроколлективе (2-3 сотрудника, включая директора), большинство управленческих задач можно решить в ручном режиме, руководствуясь здравым смыслом и интуицией. А уже при дальнейшем росте коллектива и масштаба бизнеса перед руководителем возникают задачи, требующие системного решения. В этом случае большинству руководителей-подологов не обойтись без хорошего курса или консалтинга.
В конце хочется заметить, что предприятие, как правило, отражает особенности характера и личности собственника, поэтому не всегда чужой предпринимательский опыт переносится на собственное предприятие без изменений. К тому же человек не все советы способен принять по-хорошему; некоторые принципы управления воспринимаются только через боль собственных ошибок и потерь.
И если использовать готовые чужие решения получится не всегда, то придумать на их основе собственные может оказаться гораздо легче, чем начинать «с чистого листа».