Warning: mysqli_result::free(): Couldn't fetch mysqli_result in /var/www/u0082249/data/www/podoinstitut.ru/pages/article.php on line 33
Статьи и обзоры
← Назад

Инструментарий педикюрной практики

Михаил Михеев, 12.06.2015 г.

Инструменты есть в каждом кабинете и у каждого мастера, поэтому часто кажутся чем-то обыденным. Между тем, чтобы работать быстро и четко, чтобы не потерять деньги, покупая бесполезные модели, чтобы не испортить дорогой инструмент, нужно знать правила его выбора, обработки и хранения.

 

Режущие и вращающиеся инструменты

Сразу оговоримся, что под словом «инструменты» мы понимаем приспособления многоразового использования, то есть сделанные из материалов, выдерживающих многократную гигиеническую обработку. Поэтому деревянные пилки для кожи или неметаллические пилки для ногтей в эту категорию не попали.

В педикюре, с одной стороны, применяются традиционные инструменты, такие как щипцы, экскаваторы, скальпели, металлически пилки. Все вместе они входят в категорию «режущие». С другой стороны, с тех пор, как появился аппаратный педикюр, в работе используются колпачки и фрезы, их общее называние – «вращающиеся инструменты».

 

Производство

Режущие инструменты, прежде всего щипцы, делают из легированной стали: это сталь с добавками, которые делают ее износостойкой, пластичной, стойкой к коррозии.

В самом дешевом сегменте встречаются щипцы с покрытием – оцинкованные или никелированные. Такой инструмент не поддается стерилизации, так как покрытие почти сразу разрушается. Поэтому профессиональными такие инструменты называться не могут.

Самое первое и важное в качестве инструмента – сталь. А лучшая сталь для педикюрного инструмента – немецкая или шведская. В начале XX века на весь мир был известен немецкий город Золинген. Все знаменитые марки немецких инструментов держали там свое производство.

За последние 20 лет глобализация практически свела традиционный промысел Золингена «на нет»: производить инструмент в Германии сегодня слишком дорого и потому невыгодно. Сейчас в Золингене много офисов и мало цехов, а производством инструмента там занимаются лишь несколько фирм.

Полностью немецких щипцов становится все меньше, но они еще встречаются на рынке, адекватная цена для них в России порядка 40-60 евро. Если щипцы стоят 100 евро – значит, торговая фирма установила на них слишком высокую наценку, само изделие столько не стоит.

Львиная доля производства инструментов сегодня сосредоточена в Пакистане. Производство Пакистан – не обязательно признак плохого качества, скорее его нестабильности: там делают всякие инструменты, от очень плохих до очень приличных.

В России у дистрибьюторов такие щипцы могут стоить 12-15 евро, их качество (металл, модель, заточка) будет средним. При плотной загрузке кабинета проработают они меньше года. Правда, их не так жалко и поменять.

Лучше, когда заготовки делают в Пакистане, а финишную обработку проводят в Германии. Как правило, модели таких щипцов элегантнее, работать ими приятнее (немцы сильны в эргономике). Кроме того, посредник в Германии отсеет явно неудачные экземпляры, поэтому качество таких щипцов стабильнее. Также немецкий заказчик предъявляет требования к качеству стали, поэтому она будет неплохой (хотя и не немецкой). Цена такого инструмента в России 25-35 евро.

Щипцы дешевле 10 евро, независимо от страны производства, подходят максимум для дома, но никак не для кабинета.

Крупные педикюрные фирмы свой брендированный инструмент сами не делают, а заказывают на стороне, как правило, в Восточной Европе, впрочем, без потери качества.

 

Вращающиеся инструменты изначально производились для стоматологии. Так как объем рынка у стоматологов гораздо больше, производители до сих пор делают фрезы для педикюра как дополнительный продукт.

Цена фрез сильно зависит от размера и абразивного материала.

Фрезы из мягкой нержавеющей стали (обозначаются RS) недорогие в производстве и очень острые, пока новые. Но из-за мягкости металла быстро тупятся от стерилизации, поэтому служат не дольше нескольких месяцев.

Фрезы с твердосплавным абразивом дороже в производстве, но и служат несколько лет. Если применяется стерилизация в автоклаве, то такой фрезой можно работать 2-3 года. При термостерилизации фреза затупится и потемнеет гораздо раньше.

Фрезы из синтетического корунда («розовые и белые камни») принципиально не отвечают современным требованиям гигиены: они разрушаются от дезинфекции и стерилизации и работают неточно. Такие фрезы широко распространены на рынке благодаря низкой цене, но мастеру, который хочет работать профессионально, стоит от них отказаться.

Чаще всего в современной подологии работают фрезами с абразивом из алмазной крошки. Они относительно дорогие, но работают точно и выдерживают много циклов обработки: при условии хорошей очистки и автоклавирования такая фреза служит 5 лет и более.

Стоит упомянуть про резиновые основы с песочными колпачками. Колпачок работает хорошо со всеми видами аппаратов, но это одноразовый инструмент, поэтому постоянная работа колпачками обходится недешево. На практике большинство кабинетов экономят и используют колпачок многократно. Скажем прямо – такие компромиссы в гигиене и удобстве работы с профессионализмом не сочетаются.

В 2014 году появилась хорошая альтернатива песочным колпачкам – многоразовые фрезы с гибридным (алмаз + керамика) абразивом. Первый опыт работы с ними исключительно положительный, но о сроке их службы говорить пока рано.

 

Известные производства находятся в Германии: Busch, Akurata, Komet. Фрезы этих заводов одинаково хороши, их модели практически идентичны, качество стабильно. При условии аккуратного обращения и правильной стерилизации, можно рассчитывать, по крайней мере, на 5 лет службы немецких алмазных фрез.

Такие фрезы выбирают опытные профессионалы, особенно работающие на себя. Если же с инструментом работает несколько смен наемных мастеров, то обращение с ними будет довольно небрежным. В этом случае централизованная покупка дорогого инструмента не имеет смысла.

Несколько лет назад на рынке появились фрезы, из Белоруссии. Это копии некоторых популярных немецких моделей. Технологически сложные виды фрез (твердосплавные, гибридные) белорусских аналогов не имеют. Там пока производят только стандартный алмазный абразив и корунд.

Качество белорусских алмазных фрез приличное, ими можно неплохо работать, но стойкость абразива ниже, чем у немецких, они быстро изнашиваются. Средний срок службы белорусских фрез – до одного года. Но отчасти это оправдано низкой ценой. А корунд, как уже было сказано, как белорусский, так и немецкий, должен остаться либо в прошлом, либо сугубо в косметическом педикюре.

Третий вариант – китайские фрезы. Они дешевле белорусских, но их качество неудовлетворительно. Они плохо переносят стерилизацию, подвержены коррозии, быстро меняют цвет, поэтому рассматривать их как альтернативу нет смысла.

 

Система в работе

В обработке стопы или других подологических процедурах должна присутствовать система. Это означает соблюдение мастером стандарта обработки стопы, из которого понятно, какие действия и в каком порядке нужно совершать, при каких условиях процедура считается оконченной.

В инструментарии системность означает, прежде всего, наличие стандартного набора (в СанПиН – «минимальный набор типовых инструментов»). В отдельных случаях, в зависимости от особенностей работы, могут понадобиться дополнительные инструменты. Но определенный базовый набор, которого будет достаточно в 90% случаев, должен быть составлен.

Системность также состоит в стандартной процедуре дезинфекции, очистки и стерилизации инструментов, независящей от дня недели, смены мастеров и других факторов.

Система позволяет поддерживать качество обработки и экономит время. Стандартный набор попадает на рабочий стол по умолчанию, даже если будет использован только один инструмент. Это экономит время сортировки и подбора, систематизирует обработку и хранение.

 

Сколько инструментов нужно?

Путь, который прошла немецкая подология за 70 лет, российская проходит за 10-15 лет. Наши привычки меняются быстро: 15 лет назад многих коллег в России удивляла сама мысль о том, что им потребуется более одного набора инструмента, так как второй набор находится в обработке. И хотя на сегодня далеко не все мастера и салоны завели сменные наборы инструментов, в теории такую необходимость все усвоили. Согласно СанПиН каждый кабинет должен иметь не менее трех стандартных наборов. Мы же считаем, что этого слишком мало.

Расчет исходит из того, что мастер – специалист высокой квалификации – должен тратить максимум рабочего времени на производительный труд – прием клиентов. Обработку инструментов можно проводить в перерыве, если он есть. Но, во-первых, его может и не быть, во-вторых, работа с предыдущим клиентом может затянуться. Если в течение дня времени совсем не будет, инструменты придется обрабатывать вечером после приема.

Чтобы избежать риска того, что со следующим клиентом работать будет просто нечем, нужно иметь стандартных наборов не меньше, чем ожидаемое количество посетителей в день.

Из этого следует, что с тремя наборами, полагающимися по закону, далеко не уедешь, ведь три клиента в день это нерентабельно. Заметим еще, что инструмент можно уронить или нечаянно испортить другим способом, увидеть на нем следы ржавчины либо обнаружить, что его острота или центровка не соответствует вашим требованиям. Тогда и этого количества окажется недостаточно.

Предположим, что смена длится 10 часов. Если мы хотим, чтобы кабинет не пустовал, а мастер не сидел без дела, он должен принимать хотя бы 8-10 клиентов в смену. А значит, для непрерывной работы ему необходимо иметь минимум 12 стандартных наборов инструмента, заранее рассортированных, упакованных и стерилизованных.

Данный расчет в равной степени касается как режущих, так и вращающихся инструментов.

 

Как формировать набор

В большинстве педикюрных школ преподается и поощряется работа большим, иногда огромным набором инструментов и фрез. Чрезмерное количество различных использующихся инструментов ложно выдается за профессионализм или чистоту работы. В такой методике инструменты и фрезы, как правило, дублируют друг друга, каждое действие выполняется несколько раз. Многие мастера верят, что это признак качества, а в нашем понимании – признак неэффективности.

Предыдущий расчет показывает, что при нормальной загрузке кабинета и мастера ему необходимо более 10 наборов. Очевидно, если набор состоит, например, из пяти щипцов и десятка фрез, содержание 10-15 полных наборов в кабинете просто невозможно: инвестор не пойдет на такие затраты.

Вывод: чтобы избежать непроизводительной работы, дополнительного времени на сортировку и подбор фрез, лишних манипуляций во время процедуры и других потерь, стандартный набор нужно сократить до минимума.

Вместо того чтобы увеличивать количество различных фрез и инструментов, имеет смысл научиться получать больше пользы от каждого инструмента, а количество инструментов свести к минимуму.

Например, хорошо известный в России подолог из Штургарта Дитер Бауманн в стандартном наборе использует 2 модели щипцов, экскаватор и 2 фрезы. При таком компактности неудивительно, что парк инструментов в его практике превышает сто наборов.

 

Обработка и хранение

Цикл гигиенической обработки инструментов включает дезинфекцию, очистку, упаковку и стерилизацию.

Для дезинфекции инструментов используют растворы концентратов. Раньше было принято использовать ванны с экспозицией 30 мин., после чего следовала механическая очистка (щетками). Такой подход к предстерилизационной обработке подходит для небольших кабинетов с малой проходимостью, но с ростом бизнеса он становится неэффективным.

Современные кабинеты используют ультразвуковые ванны, которые позволяют совместить этапы дезинфекции и очистки, сократить время дезинфекции и уменьшить расход концентрата. Стоимость ультразвуковой ванны в России – 25-30 тысяч руб. Ванны российского производства в металлическом корпусе, как правило, лучше китайских.

Еще более новая технология – автоматический термодезинфектор. Его конструкция напоминает посудомоечную машину, процесс очистки полностью автоматизирован, дезинфекция проводится с помощью концентратов, которые загружаются в машину. Емкость каждой загрузки – несколько десятков наборов. Поэтому оправдана такая машина только при плотном потоке клиентов. Стоимость термодезинфектора европейского производства – около 10000 евро.

 

Далее следует этап стерилизации. Предстерилизационная очистка стерилизацию не заменяет, данный этап – требование закона. Для стерилизации применимы две технологии: термостерилизация и автоклавирование.

Термостерилизация («сухожаровой шкаф») – морально устаревший способ, занимающий относительно много времени, который портит материалы и тупит инструмент. Законом такая технология разрешена, но быстрый износ инструмента делает ее невыгодной. Использование сухожара допускается как временное решение для начинающего мастера в период раскрутки, но профессиональная практика должна стремиться к современным способам. В Европе термостерилизация в кабинете подолога запрещена.

Основная технология стерилизации – автоклавирование, т.е. стерилизация паром при повышенном давлении. Она продлевает срок службы инструмента, поэтому вложения в покупку автоклава оправдываются за пару лет. Работа автоклава, как правило, автоматизирована, что исключает влияние человеческого фактора.

 

Режущий инструмент стерилизуется в упаковке. При термостерилизации разумно упаковывать инструмент в фольгу. Для автоклавирования применяются прозрачные с одной стороны крафт-пакеты. Это удобно, так как позволяет видеть содержимое, не вскрывая пакет.

Стерилизация без упаковки возможна, но ее эффект сводится на нет, как только крышка стерилизатора открывается. Поэтому неупакованный инструмент необходимо либо сразу использовать, либо хранить в стерилизаторе. Очевидно, на практике таких правил никто придерживаться не станет.

Вращающиеся инструменты подлежат дезинфекции, очистке, стерилизации и хранению в специальных подставках. Это необходимо, чтобы фрезы, особенно изготовленные из разных материалов, не касались и не повреждали друг друга.

Дезинфекция и предстерилизационная очистка фрез проводится в той же ультразвуковой ванне и в том же растворе, что и режущий инструмент. Для фрез с сильным загрязнением допускается кратковременное погружение в очищающий концентрат (типа «Эфезол», «Корзолекс», «Гротанат»), однако не стоит использовать его каждый раз и для всех фрез, так как химическая очистка портит фрезы и не заменяет дезинфекцию.

Хранить режущие и вращающиеся инструменты следует в закрытых емкостях, обычно это плотно закрывающийся ящик стола. Режищий инструмент хранится только в упакованном виде. Фрезы – в подставках.

 

Уход, заточка

В качестве ухода для щипцов по необходимости применяется смазка, после нее щипцы нужно разработать. Остальные режущие инструменты, а также все виды фрез никакого ухода не требуют.

Заточка инструментов момент спорный: у некоторых мастеров есть положительный опыт, когда инструменты после заточки снова работали чисто. Опыт других скорее негативный: они потратили деньги на заточку, но использовать инструмент все равно не смогли, и в результате были вынуждены купить новый.

Вывод: успешность заточки слишком зависит от профессионализма мастерской и от субъективных предпочтений мастера, т.е. от везения.

 

Износ фрез происходит, с одной стороны, из-за стачивания и притупления абразивных частиц, а с другой за счет плохой очистки и запекания на фрезе органических частиц.

Первый вид износа неизбежен, но на хороших фрезах с твердосплавным или алмазным абразивом он наступает медленно, такие инструменты работают несколько лет. Со вторым видом износа можно бороться, для этого нужно систематизировать процессы обработки и не использовать устаревшие технологии очистки.

Распространенная причина прихода фрезы в негодность – падение и потеря центровки. Многие управляющие подходят к оснащению кабинета ответственно, закупают дорогой инструмент и хорошие технологии очистки, а часто меняющиеся мастера обращаются с ними небрежно. Опыт показывает, что мастера дорожат только собственным оборудованием и инструментом.

 

 

В заключении хочется сказать, что каждый инструмент способен очень на многое. А результат его работы – зависит только от нас. Конечно, прогресс не остановится, инструменты тоже будут меняться. Но самое важное, чтобы лучше становились мы, постоянно анализировали и совершенствовали свою работу.